Регулировка тепловых зазоров клапанов

При работе ДВС предполагается подача в цилиндры топливовоздушной смеси и отвод из них отработанных газов. В обоих случаях используются впускные и выпускные клапаны, которые открываются и закрываются по определенному алгоритму. Последовательность открытия и закрытия задается распределительным валом, который через специальные кулачки воздействует на верхнюю часть клапанов. На самом деле конструкций приводного механизма несколько, в частности с толкателями и коромыслами, но общий принцип работы остается единым.

У данного механизма, независимо от конструкции есть одна особенность – необходимость так называемого теплового зазора между кулачком распределительного вала и деталью клапанного механизма, которая непосредственно открывает клапан. Во время работы ДВС, детали сильно нагреваются, а значит происходит тепловое расширение металла. В итоге длина клапана увеличивается. Именно для компенсации увеличения линейного размера производится регулировка тепловых зазоров клапанов.

Если своевременно не производить регулировку, это повлечет изменение теплового зазора, что отразится негативно на работу ДВС и его ресурс. Уменьшение зазора приводит к неполному закрытию клапанов, как следствие:

– падает компрессия в цилиндрах;

– раскаленные газы прорываются впускной или выпускной тракты.

Кроме того, при неполном закрытии увеличивается тепловая нагрузка на клапан, так как нет контакта с селом на головке цилиндра, и он плохо охлаждается. Это особенно критично для выпускных клапанов, так как впускные частично охлаждаются поступающей в цилиндры топливовоздушной смесью. В результате выпускной клапан может разрушиться (так называемый прогар).

При увеличении теплового зазора происходит ударное воздействие распределительного вала на клапанный механизм, что снижает его ресурс, и несвоевременному и неполному открытию клапана. В результате наполнение цилиндра топливовоздушной смесью ухудшается, нарушаются фазы газораспределения и падает мощность двигателя.

Процедура регулировки тепловых зазоров клапанов производится каждые 50-80 тыс. км. Однако если автомобиль оснащен газобаллонным оборудованием, то проверки зазора следует проводить чаще, так как природный газ повышает тепловую нагрузку на ДВС.